VI. ПРОДИК (77)
А. Жизнь и учение
1. Свида.
Кеосец Продик, с острова Кеоса из города Иулиды, философ физик и софист, современник абдеритянина Демокрита и Горгия, ученик абдеритянина Прота-гора. Он умер в Афинах, приняв цикуты (в наказание) за развращение юношей [Смешение со смертью Сократа]. Из Гесихия.
1а Филострат «Жизнеописание софистов» 12.
Имя Продика Кеосского по причине его мудрости стало столь славным, что и сын Грилла (Ксенофонт), пребывая среди беотийцев, слушал его беседы, ставя за себя поручителя. Явившись в качестве посла к афинянам в совет, он показал себя искуснейшим (оратором), хотя у него был низкий и невнятный голос. Он искал (знакомств) среди знатной молодежи, (происходящей) из влиятельных домов, чтобы приобрести себе проксенов [Проксен связанный с кем-либо узами гостеприимства» , лицо, принимавшее на себя обязанность защищать интересы гостя в своем отечестве и оказывать ему всяческое содействие] из этих зна-
-6-
комств. Он был рабом денег и был предан наслаждениям. Известную речь Продика «Выбор Геракла» , о которой было (нами) упомянуто в начале, счел нужным изложить даже Ксенофонт. И зачем нам характеризовать язык Продика, когда Ксенофонт удачно воспроизводит его?
2. Платон «Протагор» 315 СД след.
Наконец-то я увидел и Тантала, ибо там находился так же Продик Кеосский. Он помещался в помещении, которое до того служило Гиппонику кладовою... Итак, Продик еще лежал (в постели), окутанный, кажется, множеством одеял и ковров. (Возле него были Павсаний, Агатон и другие). Но о чем они разговаривали, я не мог услышать из другой комнаты, хотя у меня было сильное желание послушать Продика. Ибо, он, по моему мнению, мудрейший и божественный муж. Но вследствие низкого голоса его в помещении раздавался какой-то гул, так что невозможно было разобрать того, что говорилось.
3. Платон «Гиппий Старший» 282 С. (Сократ говорит).
Наш приятель Продик часто приезжал (к нам) и в другие времена по делам государства, наконец, недавно прибыв из Кеоса по делам государства, он весьма прославился своей речью в совете, стал давать частные уроки и, обучая юношей, нажил поразительно большие деньги.
4. Платон «Апология» 19 Е.
Впрочем, и это, по моему мнению, прекрасное дело, если кто-нибудь способен воспитывать людей, как Горгий Леонтинский, Продик Кеосский и Гиппий Элейский. Ведь каждый из них, граждане, переходя из города в город, способен убеждать юношей, которым предоставлена (полная) возможность безвозмездно учиться у любого из своих сограждан, чтобы они, оставив занятия у тех, учились у них, платя деньги, да притом еще и благодарили бы.
4а. Ксенофонт «Пир» 4, 62.
Я знаю, сказал он, что ты (Лнтисфен) вот этого Каллия свел с мудрецом Продиком, когда узнал, что он любит философию, а тот нуждается в деньгах.
4в. Атеней V 220 В.
Каллий превосходит его (сократовца Эсхина) в своей вражде к отцу и в осмеивании софистов Продика и Анаксагора [ср. 74 А 24]. А именно, он говорит, что Продик обучал ученика Терамена, а тот другой Филоксена, сына Эриксида, и
-7-
Дрифада, брата кифареда Дригнота, желая на основании испорченности указанных (лиц) и их падкости на (все) дурное показать (характер) учения (этих) воспитателей.
5. Аристофан «Облака» 360 (ср. «Птицы» 692).
Из современных софистов, занимающихся изучением небесных явлений, мы, пожалуй, не станем слушать никого другого, кроме Продика, за его мудрость и ум...
6. Аристофан «Жарящие» Фр. 490 К.
Этого мужа испортил или папирус или Продик или кто-либо из болтунов.
6а. Схолии к «Облакам» Аристофана 361.
Он (Продик) был учителем также Терамена, прозванного Котурном [Котурн-сапог актеров трагедии. Так как котурн одинаково годил ся для правой и левой ноги, то это слово в переносном значении означало: «непостоянный, ветренный человек» ]2
Ср. 46 А 22
7. Дионисий Галикарнасский «Исократ» 1.
Исократ был учеником Продика Кеосского, Горгия Леонтинского и Тисия Сиракузского, которые в то время пользовались среди эллинов величайшей славой за мудрость; как некоторые сообщают, (он был также учеником) и оратора Терамена, которого казнили 30 тиранов, считая его приверженцем демократии.
8. Геллий XV 20, 4.
Эврипид был учеником физика Анаксагора и оратора Продика.
9. Марцелл «Жизнь Фукидида» 36.
Как сообщает Антилл, Фукидид в течение короткого времени подражал парисосам Горгия Леонтинского, антитезам имен, которые в то время были в славе у эллинов, и тщательности Продика Кеосского в употреблении имен.
10. Квинтилиан III I, 12.
Из них, говорят, первыми исследовали общие места Протагор и Горгий; с увлечением занимались ими Продик, Гиппий, тот же Протагор и Трасимах.
Схолии к «Птицам» Аристофана 692.
Чтобы они выслушали от нас правильно все учения о небесных явлениях... напоследок передайте мое пожелание Продику плакать. Далее следует (см. 66 А 12) Неправильно Каллимах помещает Продика в списке ораторов. Ведь в этом месте он ясно (выводится как) философ [Здесь у Аристофана Продик, подобно Сбкрату, выводится как софист, занимающийся учением о небесных явлениях].
-8-
11. Платон «Кратил» 384 В (Сократ говорит).
Наука об именах не малый предмет. Вот если бы я уже прослушал у Продика пятидесятидрахмовый урок, который дает слушателю, по его словам, полное знание этого предмета, тогда ничто не мешало бы тебе сейчас же узнать истину о правильности имен. Однако, я не прослушал (такого урока), а прослушал только его урок за одну драхму.
12. Аристотель «Реторика» III 14, 1415 в 12.
Таким образом там, где это уместно, следует говорить: «Уделите мне ваше внимание, ибо это столько же касается вас, как и меня» и «я скажу вам такую страшную (или «такую удивительную") вещь, какой вы еще никогда не слышали». Это то самое, что делал Продик (заявлявший), когда его слушателей клонило ко сну, что он для них делает добавление из пятидесятидрахмового урока.
13. (Синонимика) Платон «Протагор» 337 А-С.
Когда он это сказал, Продик ответил: «По моему мнению, ты, Критий, хорошо говоришь. Именно следует, чтобы присутствующие при таких рассуждениях слушатели были общими по отношению к обоим беседующим, но не одинаковыми. Ибо это не одно и то же. Действительно, должно слушать как того, так и другого (так чтобы быть их) общим слушателем, однако, (следует) неодинаково относиться к обоим, но более мудрому (уделять) больше внимания, менее же знающему меньше. Я и сам признаю, что вы, Протагор и Сократ, можете друг с другом спорить о (тех или иных) положениях, но (в то же время) не ссориться. Л именно, спорят и друзья с друзьями, сохраняя благорасположение (друг к другу), ссорятся же между собой недруги и враги. Таким образом у нас могла бы быть прекраснейшая беседа (на эту тему). И вы, говоря подобным образом, получили бы от нас, слушателей, именно одобрение, а не хвалу. Ибо одобрять свойственно душам беспристрастных слушателей, хвала же часто встречается в речи говорящих ложь против (собственного) убеждения. Со своей стороны, мы, слушатели, получали бы от этого именно удовольствие, а не наслаждение. Ибо получать удовольствие свойственно познающему что-либо и участвующему в мышлении собственным разумом, а испытывать наслаждение (свойственно) вкушающему что-нибудь (вкусное) или испытывающему (что-нибудь) другое, что приятно действует на собственное тело.» И вот когда Продик сказал это, многие из присутствовавших выразили свое полное согласие с ним.
-9-
14. Платон «Протагор» 340 А (Обращение к Продику).
Так вот, чтобы исправить Симонида, нужно твое искусство, коим ты различаешь (слова) хотеть и желать, как означающие не одно и то же... В. Становиться и быть одно и то же, по твоему, или не одно? Не одно и то же, клянусь Зевсом, сказал Продик. 341 В. Ужасное, сказал он (Продик) есть зло ... Продик, что разумел Симонид под (словом): тяжелое? —Злое, ответил он.
15. Платон «Менон» 75 Е.
Что ты называешь концом? — Я говорю о таком (понятии), как предел и самое крайнее. Я полагаю, что все эти (слова) означают одно и то же, но, может быть, Продик и открыл бы нам различие между ними.
16. Платон «Эвтидем» 277 Е след.
Ибо сперва, как говорит Продик, следует изучить (учение) о правильности имен. Вот иноземцы (Эвтидем и Дионисодор) показали тебе, что ты не знаешь (значения слова) учиться. Это слово люди употребляют и для обозначения того, когда кто-нибудь, не имевший вначале никакого знания о каком-либо предмете, затем спустя некоторое время получает знание о нем; но тем же самым (словом) они называют и то, когда обладающий уже знанием при посредстве этого знания рассматривает этот самый предмет, делая его или рассуждая о нем.
Последнее скорее обозначают словом изучать, чем учиться; впрочем, иногда (говорят и) учиться.
17. Платон «Лахес» 197 В.
По моему мнению, бесстрашие и мужество не одно и то же. Я полагаю, что мужество и предусмотрительность присущи очень немногим, отважность же, смелость и бесстрашие без предусмотрительности весьма многим. Ср. 197 Д. И не говори, Лахес. Ведь ты, кажется мне, не заметил, что он заимствовал эту мудрость от нашего приятеля Дамона, а Дамон очень близок с Продиком, который, по-видимому, лучше всех софистов проводит различия между такими именами.
18. Платон «Хармид» 163 А В.
Скажи мне, сказал я, не в одном ли и том же значении употребляешь ты слова: производить и делать? Конечно, нет, сказал он. Точно так же и слова: работать и производить. В самом деле, я научился этому у Гесиода, который сказал, что никакая работа не постыдна. Итак, думаешь ли ты, что если бы он обозначал такое дело, о которых ты сейчас говорил, (одинаково) наименованиями: «работать» и «делать», то
-10-
он сказал бы, что никому не постыдно шить обувь [Это ремесло у греков считалось самым низким], продавать соленую рыбу или сидеть в доме терпимости? Во всяком случае, так, Сократ, не следует думать, но и он, по моему мнению, отличал (слово): «производить» от «делать» и «работать» и считал, что производить иногда бывает постыдным (делом), именно когда оно не связано с хорошим, работа же никакая никогда не бывает постыдной. Поэтому (только то), что производится хорошо и с пользой, он называл работами, трудами и делами. Ср. Д. Я слышал от Продика очень много различений имен.
19. Аристотель «Топика» В 6. 112 в 22.
Еще и то, что является само тожественным самому себе, он принял за другое по причине другого наименования, подобно тому, как Продик делил удовольствия на радость, наслаждение и хорошее расположение духа. Ведь все это названия одного и того же, (а именно) удовольствия.
Александр к этому месту 181, 2.
Продик пытался каждому из этих имен придать некое особое значение, подобно последователям Стои, говорящим, что радость есть разумное повышение (настроения), веселие неразумное повышение, наслаждение-удовольствие, получаемое через посредство слуха, хорошее расположение духа-удовольствие, (получаемое) от речей. Это (то есть такие различения) есть (дело лиц), устанавливающих свои собственные правила (в употреблении слов), но отнюдь не здравомыслящих (людей).
20. Платон «Федр» 267 В (после 76 А 25).
Когда я как-то рассказал это Продику, он рассмеялся и сказал, что единственно ему самому принадлежит открытие искусства надлежащих речей. А именно речи должны быть ни длинными, ни короткими, но соблюдающими (надлежащую) меру.
следующая глава
назад