VII. ТРАСИМАХ (78)
А. Жизнь и учение
1. Свида.
Трасимах Халкедонский, софист из Халкедона в Вифинии, который первый дал учение о периоде и о члене предложения и ввел нынешний троп реторики, ученик (? скорее учитель см. В 1) философа Платона и оратора Исократа. Он написал совещательные (речи), реторическое искусство, шутки, ораторские средства.
2. Аристотель «О софистических опровержениях» 34. 183 в 29.
Ныне находящиеся в славе заимствовали у многих (своих предшественников) как бы по преемству одни вслед за другими шли вперед и таким образом (постепенно)
-18-
накопили знания: Тисий после первых, Трасимах после Тисия, Теодор после него и многие (последующие) соединили в одно многие части.
3. Дионисий «Лисий» 6.
После них я нахожу удивительное совершенство у Лисия. Теофраст говорит, что (в этом искусстве) был первым Трасимах, я же считаю первым Лисия. Дело в том, что по моему мнению и по времени последний предшествует первому [Дионисий ошибочно считает годом рождения Лисия 459 г.]. Я говорю, предполагая, что они одновременно находились в расцвете жизненных сил... Что это за совершенство, о котором я говорю? Способ выражения, сжато выражающий мысли и придающий речи закругленность. Этот (способ выражения) весьма подходит для судебных речей и для всякого подлинного (словесного) состязания.
4. Аристофан «Пирующие» (поставлено на сцене в 427 г.) Фрагмент 198. 5 след.
(Диалог между сыном и отцом). В самом деле, ты, может быть, будешь „побит" временем. - Выражение „будешь побит" это от ораторов. - Куда „сойдут" у тебя эти выражения? - У Алкивиада это „сойдет". - На что ты «намекаешь,» (когда) «говоришь, что мужи плохо стараются „усвоить калокагатию“ (нравственное совершенство)? - Думаю, о Трасимах, кто это из защитников фокусничает?» [Здесь отец призывает на помощь Трасимаха, как отца новой моды, для того, чтобы установить, кто из защитников на суде является автором слова «усваивать калокагатию»].
5. Аристотель „Реторика" III. 11.141 3а7.
Сравнение: «Никират — это Филоктет, укушенный Пратием» употребил Трасимах, увидя, что Никират, побежденный Пратием в декламации стихотворений, отрастил себе волосы и ходит непричесанный [Никират из Гераклеи, соперник Антимаха, получивший венок от Лизандра за лучшее стихотворение (см. Плутарх «Лизандр» 18)].
6. Аристотель «Реторика» В 23 1400 в 19.
Как Конон называл Трасибула смелым на совет и Геродик говорил Трасимаху: «всегда ты смел в борьбе», а также Полу: «всегда ты жеребенок» [Здесь непередаваемая на русский язык игра слов, в основе которой лежит буквальное значение собственных имен].
7. Ювенал VII 203.
Многие были недовольны пустой бесплодной кафедрой, как доказывает смерть Трасимаха (?) [Возможно, что. речь идет об ораторе позднейшего времени] Схолии: афинского оратора, который покончил самоубийством повесившись.
19
8. Атеней X 454.
Париец Неоптолем в сочинении: «О надписях» говорит, что на памятнике софиста Трасимаха начертана следующая надпись «Имя - Т, р, а, с, и, м, а, х. Отчество — Халкедон. Профессия — мудрость».
9. Цицерон «Об Ораторе» III 32,128 (Продик, Трасимах, Протагор, см. 77 B 3).
Каждый из них весьма много в те времена также о природе вещей и рассуждал и написал.
10.Платон «Государство» 1 336 В.
Во время нашего разговора Трасимах неоднократно пытался прервать речь, но ему мешали (другие) присутствовавшие, которые хотели прослушать речь до конца. Когда же мы остановились и я сказал это, он более не мог сидеть спокойно, но, съежившись, словно дикий зверь, подскочил к нам, как будто желая разорвать нас. Я и Полемарх испугались, а он, обращаясь к собравшимся, закричал: «Что за болтовня столько времени занимает вас», Сократ... 338 С. А именно, я (Трасимах) утверждаю, что «справедливое есть ничто иное, как полезное более сильному».
11. Аристотель: «Реторика» III 8. 1409 а 2.
Остается пеан, которым стали пользоваться, начиная с Трасимаха, но (еще) не умели объяснить, что он такое.
12. Цицерон «Оратор» 13, 40. Исократ... Трасимах казался ему кратким (в построении периодов), части которых у него были укороченными и Горгий (по его мнению, страдал тем же недостатком]. Все же они, как передают, были первыми, подчинившими речь некоторому искусству. Фукидид же (в своей речи) более отрывистый и, я бы сказал, недостаточно плавный, первый установил протяжную речь и составление периодов из более приятных частей.
13. Дионисий Из. 20.
Из тех, которые предпочитают тщательно отделанные речи и упражняются в относящейся к (словесному) состязанию реторике, - к числу их принадлежали Антифонт Рамнусийский, Трасимах Халкедонский, Поликрат Афинский, Критий, возглавлявший 30 тиранов, и Зоил, оставивший книги о Гомере... Трасимах же (оратор) ясный, тонкий, находчивый, умеющий говорить то, что он хочет, и кратко и очень пространно. Вся его продукция состоит из сочинений по теории искусства и торжественных речей, судебных же речей (или совещательных) он не
-20-
оставил, то же самое можно бы сказать и относительно Крития и относительно Зоила с оговорками, поскольку (все) они отличаются друг от друга особенностями стиля.
14. Свида.
Софист Уэстин, принявщий имя Юлия. Он написал эпитоме [Сокращение или извлечение] глосс [Устарелых слов] Помфила 30 книг, сборник имен из книг Демосфена, сборник избранных мест из сочинений Фукидида, Исая, Исократа, оратора Трасимаха и прочих ораторов.
В. Фрагменты
«О государстве»
1. Дионисий «Демосфен» 3.
Третий стиль смешанный, составленный из соединения двух упомянутых (именно из строгого и гладкого). Первый, кто (этот третий стиль) выработал и придал ему его нынешний вид, был Трасимах Халкедонский, как полагает Теофраст, или (может быть, это сделал) кто-нибудь другой — я не могу сказать кто. Последователями его, продолжавшими разрабатывать (этот стиль) и почти приведшими его в совершенство, были из ораторов Исократ Афинский, а из философов сократовец Платон. Кроме этих мужей невозможно найти других, за исключением Демосфена, которые бы или искуснее обработали то, что необходимо и полезно, или показали бы лучшие образцы прекрасной речи и (разных) ораторских ухищрений. Итак, стиль Трасимаха, если действительно был какой-нибудь источник среднего стиля, невидимому, имеет свое направление, достойное серьезного внимания. Дело в том, что он сделал некую хорошую смесь и взял самое годное из первого и второго (направлений). Он применяет силу (выражения), не соответствующую его намерению. Вот пример из одной его речи к народу.
«Я, афиняне, хотел бы жить в то древнее время, когда молодые (люди) могли молчать, так как им не было надобности выступать на собраниях, (поскольку) старшие правильно управляли государством.
Но так как божество (судьба) поместило нас в такое время, что нам приходится относительно государственных вопросов выслушивать (речи) других, но самим переносить бедствия, которые большею частью бывают делом не богов и не судьбы, но (плохого правления) правителей, то (поэ-
-21-
тому), разумеется, необходимо (нам самим) говорить. Ведь либо бесчувственным, либо весьма сильным должен быть тот, кто людям, которые желают ему вредить, позволит и дальше продолжать (делать это) и (таким образом) сам возьмет на себя ответственность за коварство и пороки других. В самом деле, достаточно нам и того, что (мы пережили) в прошлом (а именно), что вместо мира наше прошлое протекало в войне и что до настоящего времени мы пребываем в опасностях. Мы довольны, если день прошел, и боимся наступающего дня. Вместо единомыслия (между собой) мы дошли до вражды и взаимных раздоров. Других людей большое богатство делает надменными и неспокойными. Мы же (напротив) при богатстве благоразумны. В бедственном же положении мы безумствуем, тогда как других обычно (такое положение) образумливает. Почему, в самом деле, тому, кто опечален настоящим (положением вещей) и думает, что он знает средство, которое положит конец такому (печальному положению вещей), медлить сказать то, что он знает? Итак, прежде всего я покажу, что претерпевают друг от друга ораторы и прочие (люди), которые спорят между собой, (именно), что по необходимости претерпевают (все) спорящие друг с другом неразумно. Дело в том, что в то время, как они думают, что говорят противоположное друг другу, они не замечают, что (на самом деле) они делают то же самое и что речь других содержится в их же собственной речи. Итак, посмотрите с самого начала, чего те и другие ищут. Прежде всего их вводит в смущение установленное предками управление государственными делами, между тем как его очень легко познать, поскольку решительно все граждане принимают в нем участие. Итак, поскольку это лежит вне наших собственных познавательных возможностей, необходимо слушать об этом историю более древних (времен), а поскольку это (наши) старики сами видели, следует узнавать об этом от знающих». Итак, вот каково изложение у Трасимаха: оно есть среднее между двумя (стилями) и представляет собой хорошую смесь, от которой удобно отправляться к тому и другому стилю.
«О гражданах Лариссы»
2. Климент Строматы VI 16.
Тогда как Еврипид в «Телефе» [«Телеф» Еврипида был поставлен на сцене в 438г.] сказал: «Станем ли мы, эллины, рабами варваров?»
-22-
Трасимах в речи о гражданах Лариссы говорит: «Станем ли мы, эллины, рабами варвара Архелая?»
«Большое искусство» [Заглавие, по-видимому, указывает на то, что тем же автором было написано и более краткое «Искусство».]
3. Схолии к Аристофану «Птицы» 880.
То же самое, что Теопомп, говорит и Трасимах в «Большом искусстве» (речь идет о включении хиосцев в молебствие афинян в начале пелопонесской войны). К «Искусству» кроме упоминаемых выше «ораторских средств» (см. Свида А I), относятся следующие фрагменты, приводимые под специальными заглавиями.
4. Атеней X 416 А.
Трасимах Халкедонский в каком-то из своих введений [Вероятно, во «введении» к «Большому искусству», где Трасимах сравнивал себя с родосскими атлетами, в отношении своей силы (см. 13 6) и свои «выдающиеся речи» (см. В 7) сравнивал с мастерами борьбы] говорит, что Тимокреонт, придя к великому царю и будучи им гостеприимно принят, очень много ел. Когда же царь спросил, что ему дает такое обильное питание, он сказал, что (может) разбить бесчисленное множество персов. И на следующий день он по одиночке поборол многих (персов) и затем стал выделывать руками различные жесты. На вопрос о причине (этих действий) он сказал, что он приберегает много ударов, (на случай) если кто-нибудь подойдет.
5. Аристотель «Реторика» III I р. 1404а 13.
Некоторые начали немного говорить о нем (именно о театральном искусстве), как Трасимах в сочинении: «О сожалениях» (Эд.Шварц считает это сочинение собранием рассуждений, которые должны были вызывать сострадание).
6. Платон «Федр» р. 276 С.
Что же касается речей жалобных и уносящих (нашу мысль) к старости и бедности, то в искусстве таких речей, мне кажется, превосходит всех сила халкедонца. Как говорят, этот муж способен также своими чарами и воспламенить гневом народную массу и затем вновь успокоить разгневанных. И оттого-то он очень силен в том, чтобы вызвать ненависть (к кому-нибудь) и уничтожить ее (ненависть).
Гермий к этому месту р. 239, 18. А именно, халкедонец, то есть Трасимах, учил, что должно побудить судью к состраданию и снискать к себе его жалость, оплакивая старость, бедность, детей и тому подобное.
-23-
[Примечание: Эд.Шварц считает «Сострадания» Трасимаха сборником «рассуждений», имевших целью возбудить сострадание; этот сборник был снабжен теоретическим введением].
7. Плутарх «Застольные беседы» 1 2, 3 р. 616 Д (О порядке за столом). Заботясь как бы об объединяющей (всех присутствующих) теме разговора, должно иметь под руками «Места» Аристотеля или «Выдающиеся речи» Трасимаха, не делая предметом беседы ничего делового, но предоставляя место на пирах пустым мнениям (которыми обычно обмениваются между собой граждане) на площади и театрах.
7а. Филодем «Реторика» II 49.
Метродор в первой книге: „О сочинениях", кажется, хорошо показывает, что софистическое искусство есть реторика... сказать среди народа о полезном народу возможно, не изучая теории (ораторского) искусства Трасимаха или кого бы то ни было другого...
Трасимах и другие выдающиеся теоретики ораторского искусства не сочинили ни одной из политических или реторических речей, искусством (писать) которые они, по их словам, обладают.
Неизвестно из какого сочинения
8. Гермий к Платону «Федр» р. 239, 21.
(Трасимах) написал в своей речи что-то в таком роде: «Боги не видят человеческих-(дел). В противном случае они не оставляли бы без внимания самое великое из благ у людей — справедливость. Ведь мы видим что люди ее не применяют».
следующая глава
назад