Замотин М. П.
“Велесова книга” как язык богов
“Велесова книга” - это жреческая книга,
стиль ее написания сходен с древнеиндийскими Ведами и Иранской
авестовой литературой, и потому
он напоминает древнюю
литературную традицию Европы
и Азии. Книга описывает
историю предков славян
и других Азиатских
и Европейских народов
от легендарного времени
прародителей. Она вобрала в
себя опыт трех
тысячелетий духовных исканий, борьбы, побед и
поражений многих народов, населявших Евразию. “Велесова книга” открывает
перед нами духовную
Вселенную наших древних
пращуров.
Через всю
книгу проходит идея
противостояния добра и
зла, правды и кривды, себя и враждебных народов - Яви и Нави. Над всем
стоит закон, данный Родом, дабы
сохранить равновесие сил
добра и зла
в мире. Это закон, управляющий миром, закон Бытия и
Развития, закон взаимодействия Яви
и Нави - Правь.
Явь, Навь и
Правь есть суть
духовной жизни наших
предков, их развития и
представления об окружающем
их мире. Явь - светлая сила, управляющая миром и, одновременно, -
сам “белый свет”, этот наш
светлый мир. Явь - мир явленый, рожденный Родом. Навь - темная
сила, управляющая миром,
это мир загробный, мир пращуров и богов. Правь - это всеобщий закон,
управляющий миром.
Род когда-то
породил Вселенную и
продолжает ее творить. Род отделил Явь от
Нави, Бытие от Небытия, правду от кривды и
тем самым определил
путь, который ведет к богу
- это путь Прави. Самим актом рождения
Род дал Вселенной
Закон Развития. И потому
Род воплотился в
Свароге, Сварог - в Перуне,
Перун - в Дажьбоге. Явление богом
новых ликов есть
суть смены эпох
в духовном и
материальном мире - это эволюция
Вселенной.
Согласно всеобщему
закону Прави, Явь стремится
изменить мир, ее действия
приводят к рождению, пробуждению. Навь же
стремится оставить мир
неизменным, ее действия приводят
к умиранию, угасанию, засыпанию.
Смена Яви и Нави - это смена
дня и ночи, жизни и смерти, радости и печали, времен года. Причина изменчивости мира в
его разделении на
мужское и женское
начала, движущей силой которых
является Любовь.
Любовь - это дух Рода, это то, что является причиной
света, но не сам свет, он (дух) на границе Яви
и Нави.
Боги
и люди
Триединство Рода
напоминает христианское единство
Отца, Сына и
Святого духа. Отец - Род (Сварог), Сын - Перун (Дажьбог)
и Святой Дух -
Матерь Сва - покровительница
земли русской и
всех русичей. В каждую историческую и
культурную эпоху этот
Триглав являет людям
разные лики. “Триединство Рода
исходит из триединства Яви, Нави
и Прави. Явь - это Отец, Навь - Сын, Правь - Святой Дух... Явь
становится Навью, когда
отец умирает в
сыне, а Навь
становится Явью, когда Дух Отца
нисходит на сына. И
в этом нисхождении Духа -
Правь.“ 1
Проблема добра
и зла чётко очерчена, но
сами славянские боги не
делятся на добрых
и злых. Боги,
как любая составная
часть единого окружающего
мира, занимают каждый свою
нишу в Бытии славянского космоса.
В “Крыннице” автор
выводит главный тезис,
что суть богов
разнообразна, но не делима. “ Есть также заблуждающиеся,
которые пересчитывают богов,
тем самым разделяя Сваргу. Они
будут отвергнуты Родом,
так как не вняли
богам. Разве Вышень, Сварог и
иные суть множество?
Ведь бог един
и множественен. И пусть
никто не разделяет того
множества, и не
говорит, что мы
имеем много богов.2
Праславяне никогда
не приписывали богам
сходства с людьми, боги оставались для них
непостижимыми, сверхъестественными
созданиями. Бог- пастырь, а
люди - овцы. Деяния богов не обсуждаются, ни, тем более, критикуются.
Осознаётся пропасть, которая пролегает
между богами и
людьми, возможности людей несоизмеримы с возможностями богов. Одновременно с
этим боги не
выступают тиранами, которые
стараются запугать и
подавить человеческое сознание, сознание тех, кто в них
верует. Они высшие
наставники, советам которых должно
следовать, а не
обсуждать их. Но
это не слепое повиновение указаниям
свыше и неимение
собственной воли и
свободы. Наши предки осознают
изначальные законы Бытия, Высшую справедливость. Советоваться нужно с богами, а следовать
этическим нормам, установленным Правью. Род дал
закон, который включает в
себя справедливость, сплочённость и
единство, поиск правды,
осознание того, что если ты живешь в этом мире - значит есть цель. Люди не рассчитывают на
постоянную помощь богов и не нуждаются в ней. В
этом и проявляется сила духа,
также данного свыше.
Открытость
богов
Праславяне отчётливо
осознавали конечность земной
жизни. Но смерть
наступает для тела, дух
же каждого отдельного
человека возносится в
Сваргу, где жизнь его
продолжается. Так, души
воинов входят в
войско Перуна. Души предков
из Ирия постоянно
наблюдают за своими
потомками, молятся за
них Перуну. Духи предков
как раз выступают
связующим звеном между
земным миром и
небесным. Жрец часто
упоминает, что “слава
наша померкнет и померкнет слава
наших отцов”, бившихся за
землю родную и
защищавших народ свой,
если исчезнут живущие.
А они исчезнут, если
потеряют свободу; уйдут и
их боги, так как
не останется носителей
учения божественного на
земле, не станет
их народа, Матерь
Сва улетит навсегда.
Присутствует осознание того,
что их народ всё ещё
в пути. Боги
гонят их с
места на место, славян вытесняют другие племена
и они вынуждены идти дальше, так
как свою землю
они ещё не
нашли, путь не
окончен. есть предназначение, которое боги ещё
не открыли и
постичь его невозможно.
Но боги не
гневаются, не торопят.
Надо следовать законам
Бытия этого мира - Прави.
Боги разумные
и добрые, об
этом свидетельствуют описанные
в “Велесовой книге”
обряды жертвоприношения , а также
молитвы - ”прославления
У славян
не кровавые жертвы, как
у других кочующих
народов, с которыми наши
предки постоянно сталкиваются. В “Прославлении Перуна”, бога громовержца и войны, мы
читаем “Да будем мы
верны и будем
тебя славить до
конца! Ибо ты - вождь наш, и
да будет так
во веки. Мы приносим
тебе в жертву овощи и
брашно ( пища, еда, хлеб-соль). И
так поем славу
и величаем тебя” 3. Сами “Прославления” не раболепны,
в них
гармонично сочетаются покорность
с достоинством. Славяне осознают
необходимость конкретной деятельности,
нужности себя для себя, других и бога. “И так
всякий день, сотворивши молитву
и удовлетворивши тело
едой, идем в поля
наши трудиться, как боги
велят всякому мужу, которому предназначено
работать ради хлеба
своего”.4
В “Прославлении Великого Триглава”
записано: ” Ты, оживляющий
явленное, не прекращай колёса
вращать! “
“Дажьбог на
лодке своей плывёт
в Сварге синей
и лодка та
сияет. И мы
видим, что золото Огнебогом
распалено... Это есть дух
всякой жизни, и прибежище
тварям земным. И всякий
благой муж может
видеть это, а злому
бог не даёт зрения. И тот
будет словно слепой
и не будет иметь с
нами счастья. И так
всякий идущий ко
злу, со злом до
конца пребудет”.5
Необходимо ещё
раз отметить, что у
праславян прослеживается идея
триединства бога. Имена богов
в “Триглавие” перечисляются по-трое,
от самых высших до низшего
порядка. И говорится: ”То суть
Триглавы всеобщие”6.
Из всего вышеизложенного следует,
что праславяне первопричину сущего считали
божественным началом.
ПРИМЕЧАНИЯ
1“Велесова книга”, пер.
А.И.Асова. Изд. 2-ое. М.: Менеджер, 1995. С. 283.
2Там же. “Крыница”//
“Огненное жертвоприношение. Бог един и множественен”. С.189.
3 Там же. “Крыница”// “Прославление Перуна”. С.
181.
4 Там же. “Крыница”// “Моление Велесу”. С. 183.
5 Там же. “Крыница”// “О Дажьбоге”. С. 185.
6Там же. “Крыница”// “Прославление великого Триглава”.
С. 11.
7 Там же. “Комментарии и примечания”. С. 191.
8 Там же.
“Крыница”// “Огненное жертвоприношение. Бог един и множественен”. С. 189.
9 “Россия глазами
русского: Чаадаев, Леонтьев, Соловьёв”. Спб.: Наука, 1991. С. 182.