Самойлов В.А.
О страстях. Страсти и наклонности нераздельны, но рассматривать их для удобства лучше по раздельности. Страсти - это стремления вложенные Творцом, которые влекут нас любить свое тело и все, что с ним связанно. Врожденные наклонности - влекут нас любить Творца, как высшее благо, и нашего ближнего, но помимо тела. Природная причина этого-движение жизненных духов.
Мальбранш полагает, что дух и материя связанны единственно Богом. Он выдвигает интересное суждение о том, что до грехопадения человек был господином своих страстей, но после оного Бог отдалился от мира, правда, не стал его губить. Благодать не может быть противна природе, так как Бог не борется против самого себя. В Боге есть две эти воли - природная и благодатная, от них зависит все в мире. Страсти лежат в основе природы, а грех стал виновником того, что мы пришли к вещам чувственным. Таким образом, истина заключается в том, что Бог дал нам тело, и через него мы привязаны к вещам чувственным, следовательно, и к греху. Причем, интересно, что различные занятия, общественное положение, настроения в данный момент времени влияют насилу наших чувств. То есть у разных людей чувства различны.
Все наклонности сопровождаются страстями, в том числе и духовные (например - религиозные войны).
Душа не участвует в страсти. Это помимо нее. Управлять страстями можно лишь посредством послушания голосу Творца.
Объекты наших страстей не есть наше благо, потому, что с духовным связанно умопостигаемое, а не телесное (ведь объекты страстей относятся к телу). Проявить свое совершенство мы можем в любви к Богу, так как любя Его мы любим вещи, созданные Им. Грех послужил виной еще и тому, что добродетель зачастую бывает, тяжела, а порок, напротив, сладок. Открыть же нашу связь с Богом представляется возможным только через разум, иначе нам будет казаться, что мы связанны с вещами.
Вера и разум различаются. Необразованные могут верить, но не многим дано разумно рассматривать Бога, то есть увидеть Его в Нем Самом, через бесконечность.
Чувства являются заблуждением, так как мы приписываем внешним предметам или своему телу ощущения, принадлежащие нашей душе (например - относим боль к тем частям тела, которые претерпели соответствующие изменения). Почти тоже в наших страстях - мы приписываем нашу доброту, злобу, досаду - предметом, действительно или, по-видимому, вызывающих их. То есть нам кажется, что предметы заключают в себе то, что мы переживаем.
Природные наклонности бывают 2-х видов: духа - у всех одинаково (стремление к счастью) и тела - у всех различно (например - любовь к музыке, сладостям и т.д.). Последние также различаются друг от друга по силе (из-за действия жизненных духов и устроения тела).
Две самые главные страсти это любовь и отвращение. Они основа всего. Из них проистекают желание, радость и грусть. По Мальбраншу радость - идея блага, которым мы обладаем; желание - идея блага, которого пока нет, но мы на него надеемся; грусть - идея блага, которого мы не надеемся получить. Это три первые простые страсти, из них проистекают все остальные, которых бесконечное множество.
Удивление является корнем любви и блага. Оно вызывается предметом, увиденным впервые или в новых условиях. Оно не совершенно, ибо там нет еще идеи блага. Что касается отвращения, то с ним все обстоит также как и с любовью, только со знаком минус.
Страсти можно использовать, причем как полезные, так и вредные, для достижения нужного результата (например - восхищение не только сопровождает познание, но даже стимулирует его, так как мы, естественно будет с большим вниманием относиться к предмету, которым мы восхищаемся, нежели к тому который оставляет нас равнодушными). Главное, чтобы оно не переходило границ.
Для Мальбранша самые опасные страсти - ненависть и страх, так как они весьма сильны и поддерживаются разумом. Поэтому они долговечны в отличие от преходящих, вызываемых непосредственным созерцанием чего-либо. Самые осязаемые и быстрые, а, следовательно, наименее сопровождаемые разумом - это ужас и антипатия, удовольствие и симпатия (например, Мальбранш пишет, что вид человека находится в соотношении с расположением нашего тела и поэтому вид его нас трогает и проникает).
О методе. Основа метода заключается в следующем: полное утверждение следует всегда давать только таким положениям, которые представляются столь очевидно истинными, что невозможно отвергнуть их истинность, не чувствуя тайных укоров разума. Это принципиальное положение. Мальбранш делит книгу о методе на две части. Первая повествует о средствах разума, к коим относятся внимание, систематичность (она проявляется в геометрии, к которой по Мальбраншу сводится все механическое). Душа не может стать больше, чем она есть, но алгебра и арифметика могут так сжимать и упорядочивать идеи, что мы расширяем наш разум (единица, как сжатая идея).
Во второй части Мальбранш пишет о правилах, принцип которых заключается в следующем: чтобы постичь истину нужно всегда сохранять очевидность своих умозаключений. Мальбранш выделяет шесть правил.
1. Вопрос, который предполагается решать, должен быть четко поставлен, и идеи его терминов должны быть отчетливы.
2. Некоторым усилием разума должно найти одну или несколько посредствующих идей, которые моги бы быть общим мерилом и при посредстве их открыть отношения существующие между вещами.
3. В сложном предмете нужно отбросить все, что нет необходимости рассматривать для нахождения искомой истины.
4. Предмет своего размышления следует разделить на части и рассматривать одну за другой в их естественном порядке, начиная с простейших.
5. Сокращать идеи вещей и рассматривать в определенном порядке (алгебра).
6. Сравнить все по правилам комбинации по очереди одни с другими.
Из этого перечня видно, что не обязательно применять все правила сразу, а в применении исходить из сложности решаемой задачи. И все же общим правилом для Мальбранша является то, что начинать рассуждения нужно от простейшего к сложному.
Самым коротким и верным путем к Богу, по Мальбраншу, - жить по христиански, соблюдать заповеди. Нам лучше прожить несколько лет, как это делают добродетельные люди, в неведении известных вещей и оказаться в один момент просвещенными навсегда, чем естественными путями с большим прилежанием и трудом приобретать весьма несовершенную науку, которая нас оставила навеки во тьме.