Оводова Н.

«Наука» Галилея как способ интерпретации

Св.Писания

 

Имя Галилея переносит нас на три века назад, когда начала возрождаться научная мысль. Священные имена Коперника и Кеплера  --  это имена отцов науки новой Европы...

Галилео Галилей родился в Пизе 15 февраля 1564 года. Его родители -- музыкант-коммерсант Винченцо и Джулия Алиманати. Учился он в Пизанской школе, должен был стать врачом, но вместо этого отдаётся занятиям математикой под руководством Остилио Риччи.

Одновременно учёный занимался общегуманитарными проблемами, как о том свидетельствуют две лекции, прочитанные во Флорентийской академии в 1588 году -- "О форме, расположении и величине Ада Данте" и "Размышления о Тассо" --1590 году.

В 1597 году в Венеции он сближается с Мариной Гамба, от брака с которой рождаются трое детей: Вирджиния, Ливия и Винченцо. Между 1613 и 1615 он пишет четыре знаменитых "коперниканских письма", из-за которых в 1616 году он предстал перед судом в Риме, но не отрёкся от своих утверждений. В новом труде -- "Диалог о двух главнейших системах мира" Галилей выступил в защиту Коперника, за что в 1633 году подвергся суду, был осуждён и принуждён к клятвенному отречению. В конце жизни он потерял зрение, болезни не оставляли его и 8 января 1642 года он умер.

25августа 1609 года Галилей изобрёл подзорную трубу.

12марта 1610 года он издаёт в Венеции "Звёздный вестник", основные темы которого: 1) "добавление к множеству неподвижных звёзд, видных и невооружённым глазом других многочисленных звёзд, никогда ранее не замеченных", что способствует расширению Вселенной. 

2)"с уверенностью можно утверждать, что Луна имеет поверхность не ровную и гладкую, а шероховатую и, как поверхность Земли, имеет возвышения, глубокие долины и извилистые тропы" эта информация разрушает космологию Аристотеля. 

3) Галактика, по определению Галилея, ничто иное как масса многочисленных звёзд, рассеянных в виде скопления; и в какую сторону не направить подзорную трубу, сразу открывается, как утверждает Галилей, огромное количество звёзд.

4) Кроме того, звёзды, именуемые до сегодняшнего до сегодняшнего дня астрономами "туманностями", являются скоплениями маленьких звёзд, рассеянных удивительным образом. 

5) Самое главное в "Звёздном вестнике" -- это открытие спутников Юпитера оказалось, что нет никакой разницы между природой Земли и Луны.

Галилей формулирует теоретическое различие между суждениями науки и веры. С одной стороны, он отмечает автономию научного знания: ("чувственный опыт" и "точные доказательства "). С другой стороны, эта автономия науки от Священного Писания находит своё оправдание в "намерении Святого Духа научить нас, как попасть на небо, а не как перемещается небо". Опираясь на высказывания Св. Августина, Галилей говорит, что Бог нам дал чувства , речь и разум, и с их помощью мы можем получить "естественные заключения ", достижимые или в чувственном опыте, или путем необходимых доказательств.

Одним словом, в Священном Писании нет цели научить нас движется ли небо или оно неподвижно, имеет форму сферы, диска или оно плоское и т. д. Поэтому в спорах о проблемах, связанных с природными явлениями, следует опираться не на авторитет Св. Писания, а на чувственный опыт и необходимые доказательства, потому что и Св. Писание и природа на равных исходят от Божественного слова: первое -- как наставление Св. Духа, а вторая -- как старательная исполнительница распоряжений Бога. Более того, в Св. Писании говориться о вещах, которые отличаются от истинных, а природа, наоборот, неумолима и неизменна.

Галилей считает, что не надо сомневаться в природных заключениях, если даже в Св. Писании говориться иное. Природные явления и Бог не менее открывается нам в явлениях природы, нежели в речениях Св. Писания. Иными словами, Св. Писание -- это весть о спасении, оставляющая в неприкосновенности автономию научного исследования.

Галилей высказывает следующие важные положения:

1. Ошибаются те, кто считает, что следует всегда придерживаться буквального значения слов.

2. Из этого следует, что , поскольку Писание "обращено к простому народу, его повествование должно вызывать истинные чувства и размышления так, чтобы чувства не тонули в словах".

3. Писание не только может, но и действительно должно открывать за внешним значением слов нечто более глубокое. Ведь авторы обращались к "грубым и неорганизованным народам".

4. Так как две истины не могут противоречить друг другу, то задача авторов Св. Писания найти истинный смысл текстов.

5. Таким образом, наука становиться одним из инструментов интерпретации Св. Писания.

6. Писание не могут толковать несведущие в науке люди. Наука идет вперед и поэтому опасно навязывать Св. Писанию идеи, которые в последствии могут быть опровергнуты.

Наука и вера (по Галилею ) несоразмерны. Но будучи несоразмерны, они совместимы. То есть речь идёт не о "или--или", а, скорее, о "и--и".

Научное рассуждение контролируется опытным путем, дает нам понять, как функционирует этот мир. Религиозное же рассуждение --это рассуждение о спасении, и оно занято не вопросом о "чтойности" вещей, но "смыслом" всей нашей жизни.

Наука нейтральна к миру ценностей; вера не компетентна в вопросах исследования истины фактов. Наука и вера занимается каждая своим делом и на этом основании они сосуществуют. Они не противоречат друг другу и не могут противоречить, поскольку несоразмерны: наука говорит нам, как перемещается небо, а вера -- как попасть на небо.

"Диалог о двух главнейших системах"

В "Диалоге" ведут беседу три собеседника: Симплиций , Сальвиати, Сагредо. Филиппо Сальвиати (1583-1614) - знатным флорентийцем, друг Галилея, последователь Коперника; Сагредо (1571-1620) -знатный венецианец, также друг Галилея, он занимает нейтральную позицию. Симплиций - один из комментаторов Аристотеля.

Диалог написан на итальянском языке, потому что публика, которую Галилей хочет убедить -- это придворные, новые интеллектуальные слои буржуазии. Диалог разворачивается в ходе четырех встреч.

Первый день посвящен доказательству беспочвенности аристотелевского различия между миров небесным и миром земным, неизменчивым миром элементов. Существует только одна физика, которая пытается ответить на все вопросы о природе.

Второй день посвящен изложению теории Коперника о движении Земли.

То, что каждое движение относительно, означает, что движение нельзя относить к телу самому по себе. Покой и движение -- постоянные состояния тел. Состояние покоя тела также нуждается в объяснении. При отсутствии внешнего сопротивления, чтобы остановить тело, находящееся в движении, нужна сила. Сила производит не движение, а ускорение.

Галилеем была открыта дорога, которая приведет к принципу инерции.

"Диалог" -- это не книга по астрономии или физике. Это прежде всего критическая работа, философское сочинение полемического характера. Диалог направлен против Аристотеля и если Галилей опровергает философию Аристотеля, то он делает это с помощью другой философии.

Попытаемся объяснить, что такое, по Галилею, "чувственный опыт" и "необходимые доказательства". Наука есть то, что она есть, то есть объективное познание со всеми его специфическими чертами. Такого рода познание развивается на основе точного метода, именно потому, что утверждает и обосновывает свои теории посредством правил, составляющих научный метод. А он, то есть метод, по мнению Галилея, заключается в "чувственном опыте" и в необходимых доказательствах.

Первое -- это опыт, обретаемый чувствами в наблюдениях, особенно визуальных.

Второе -- это аргументы некоторой гипотезы (например, физико-математические) , из неё выводятся следствия, которые подлежат проверке.

Вместе эти положения составляют научный опыт, а научный опыт -- это "эксперимент". Опыт, по Галилею, -- это эксперимент, а эксперимент -- это методичное исследование природы, что требует особого языка для формулировки словаря, который бы позволил читать и интерпретировать ответы. По Галилею, мы должны, разговаривая с Природой, получить от неё ответы в виде кривых линий или кругов на языке математики, а точнее -- геометрии, а не общепринятого мнения.

В конце концов, Галилей пришёл к выводу, что разум видит только то, что он сам производит, и то, что он должен идти вперёд и заставить Природу ответить на его вопросы и не допускал чтобы она нам мешала, иначе наши наблюдения, сделанные случайно, без ранее выработанного рисунка или плана не привели бы к необходимому закону, который нужен разуму.

Hosted by uCoz