Федоров А. Г.

Воля к власти как квинтэссенция жизни

 

Ф.Ницше, как известно, выделяет три стадии превращения человеческого духа, а именно - верблюд, лев и ребенок. Метафора верблюда репрезентирует так называемый «выносливый дух» (tragsamen Geiste)[1], отягощенный невыносимо тяжким, переполненным противоречий грузом знания. Он готов ко всему сверхтрудному, ибо знает свою силу и не боится того, что открылось ему, приклонившему колени и смело подставившему спину.

Дух становится львом, обретая свободу в борьбе с выбранным им самим великим врагом, которого не хочет он более называть хозяином и господином - «драконом», по имени «ты должен» (Du-sollst)[2]. Сущность его в том, что он состоит из тысячелетних ценностей, которые становятся неприемлемыми для трансформирующегося духа. Имя льва - «я xoчy» (ich will)[3] , его цель - «завоевать право для новых ценностей»[4], ценностей, которых еще не было. Сила воинственного духа - в конфронтации с корпусом готовых, известных прошлым и настоящим поколениям, норм и систем познания окружающей реальности - чрезвычайно страшна она для «почтительного» (ehrfurchtigen)[5] верблюда, но, только сделав этот шаг, спасет он себя.

Взаимодействуя с окружающей реальностью, человек вкладывает ценности в вещи, «чтобы сохранить себя», он создает смысл вещей, придает им свой собственный, человеческий смысл. Таков характер данных взаимоотношений, и он не может быть другим, так как человек является созидающим и оценивающим существом. Соответственно, человек, который радикально меняет свою оценку вещей, свое отношение к ним, создает новые смыслы, новые ценности - «перемена ценностей - это перемена созидающих», «постоянно уничтожает тот, кто должен быть созидателем»[6].

Однако дух—лев не способен к переоценке ценностей, к их созданию - это может сделать только ребенок - «дитя есть невинность и забвение (unschuld ist das Kind und Vergessen), новое начинание, игра, самокатящееся колесо, начальное движение, святое слово утверждения» (ein heiliges Ja-sagen)[7]. Особенно важно последнее словосочетание, в силу того, что происходит некий процесс самоидентификации духа, у которого появляется «своя воля»; также мир, разверзшийся перед ним, становится «своим миром» - открывается собственная реальность, собственный космос, универсум, основанный на новых смыслах, упорядоченный в соответствии с новыми ценностями.

Описанные выше деятельность духа по самотрансформации («час великого презрения» - die Stunde der groben Verachtung)[8], а также опыт переоценки смыслов, тесно связанные с понятием воли к власти, относятся только к внутреннему миру человека высшего, но не к маленькому человеку, что будет рассмотрено в дальнейшем.

В структуре внутреннего мира человека (высшего) Ф. Ницше выделяет две взаимодействующие формации: Я (Ich) и Само (Selbst). Я есть «созидающее, хотящее, оценивающее ((wertende)», «мера и ценность вещей», «самое правдивое бытие» (redlichste Sein), говорящее о теле и стремящееся к телу, даже в процессе творения, даже предаваясь мечтам. Тело создает, «делает» (tut) Я; тело создает себе дух в качестве инструмента своей воли; дух - орудие тела. В теле находится больше разума, чем в мудрости[9].

Само находится в пространстве за чувством и умом. Его функции чрезвычайно разнообразны - оно сравнивает, разрушает, завоевывает, подчиняет, господствует, даже является господином над Я. Само живет в человеческом теле и практически отождествляется с ним - «Само ... и есть твое тело»; «созидающее Само создало себе призор и презрение, оно создало себе радость и горе»[10].

Интересна также точка зрения Ф. Ницше по отношению к так называемым «презирающим тeлo» (Verachter des Leibes)[11] - людям, занимающим резкую, негативную позицию в отношении роли телесного в комплексном портрете человеческой природы: «Само презирающих тело хочет умереть и отворачивается от жизни. Оно уже не в силах делать то, чего оно хочет больше всего, - созидать дальше себя. Этого (смерти) хочет оно больше всего»[12].

Люди не равны как проявления того, что Ф. Ницше называет волей к власти. В этом смысле существуют высшие и маленькие люди. Маленький человек есть порождение государства, политической системы. Он - тупиковая ветвь развития человеческих сообществ, дальнейшая эволюция которой представляет собой регрессивный путь, стагнацию и разрушение государства и социума, породивших ее. Он патологически консервативен, будучи абсолютно уверенным в окружающих его нормах и ценностных конструктах - для него невозможен шаг льва.

Непоколебимая уверенность оказывается под вопросом: несмотря на то, что «вверх идет наш путь, от рода к другому роду, более высокому»[13], различные типы человека имеют свои границы развития, человек как вид не прогрессирует. В противовес дарвиновскому эволюционизму Ницше подчеркивает, что в человеческих сообществах не подтверждается закон естественного отбора: сильные гибнут под напором слабых, так как последних просто больше, генотип способных, одаренных интеллектуально и физически индивидов, зачастую, не передается их потомкам[14].

Высший человек - это качественная мутация маленького человека, произошедшая в акте самотрансформации духа, ставшая возможной только благодаря проявлению воли к власти. Это существо, способное пережить и осознать опыт переоценки всех ценностей; уже он является ступенью на пути «вверх», ступенью выше маленького человека. Высший человек - это «канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, канат над пропастью (ein Sell liber einem Abgrunde)»; «человек: мост, переход, гибель» (eine Brucke, ein Ubergang, ein Untergang)[15]. Самое важное - не погибнуть в пропасти жизни маленького человека, не реализовать возможность аннигиляции воли к власти и структурной системы Я и Само.

Наконец, хотелось бы рассмотреть вышеописанное взаимодействие двух душевных формаций (конструктов: Я и Само). В книге «Так говорил Заратустра», обозначив эти понятия в одной из глав («О презирающих тело» -Von den Verachtern des Leibes)[16], автор как будто бы «забывает» о них, упоминая всего лишь несколько раз. Тем не менее, они представляются любопытными, особенно в силу почти сразу же возникающих достаточно четких параллелей между понятиями Я и Само Ф. Ницше и понятиями Ego (Я) и Id (Оно) З.Фрейда. Само - бессознательное, вбирающее в себя все, без исключения, информационные потоки, лежащее у самых основ человеческого существа, далеко за пределами разума. Оно воплощает собой ту неясную, загадочную структуру, которая соответствует биологической стороне природы Homo Sapiens, фактически представляя собой некую концентрацию понятия телесности. Конструкт Я можно представить как синтетическое образование, состоящее из Ego и Super-Ego, представляющее человека как неповторимого индивида, являющееся чрезвычайно важным инструментом приспособления и к внешнему физическому миру и к реальности, порожденной обществом; Само не может выйти за границы тела человека, оно властно лишь там, поэтому столь важную роль медиатора, посредника начинает играть Я Принципом действия формации Я становится воля к власти, исходящая опять же от Само, от телесности - квинтэссенция жизненных энергий, жизни как таковой.

Воля к власти - вот что отличает высшего человека от человека маленького - вот инструмент его деятельности, основная его интенция, «высота, начало, мерило и смысл всех вещей (das Hohe, das Erste, das Messende, der Sinn aller Dinge[17]. Она представляет собой объективацию энергий, порожденных миром, беспорядочным пространством, явленную через человеческую телесность, Вселенная, окружающая человека, неупорядочена, хаотична, в ней трудно, а возможно, и бессмысленно искать некие эволюционистские принципы; вероятность возникновения систем, подчиняющихся подобным детерминантам, ничтожно мала. Мир постоянно изменяется, бросая все новые и новые вызовы; ответным ходом может быть только воля к власти, изъятая из самого мира. Воля к власти - это всеобъемлющий подход, изначально исходящий не от самого человека, а являющийся универсальным принципом организации всего сущего.



[1] Nietzsche F. Nietzsche-Lesebuch. Frankfurt/M: Berlin: Ullstein. 1994. S. 80.

[2] Там же. S. 81.

[3] Там же.

[4] Там же S. 81 (Recht sich nehmen zu neuen Werten).

[5] Там же.

[6] Ницше Ф. Сочинения в двух томах. Т. 2. М., 1998. С. 43.

[7] Nietzsche F. Nietzsche-Lesebuch. Frankfurt/M: Berlin: Ullstein. 1994. S. 82

[8] Там же. S. 64.

[9] Nietzsche F. Nietzsche-Lesebuch. Frankfurt/M. Berlin: Ullstem. 1994. S. 87.

[10] Ницше Ф. Сочинения. Т. 2. М., 1998. С. 24-25.

[11] Nietzsche F. Nietzsche-Lesebuch. Frankfurt/M. Berlin: Ullstein. 1994. S. 90.

[12] Ницше Ф. Сочинения. Т. 2. М., 1998. С. 25.

[13] Там же. С. 55.

[14] Ницше Ф. Воля к власти. 1994. С. 333-336.

[15] NietzscheТ F. Nietzsche-Lesebuch. Frankfurt/M: Berlin: Ullstein. 1994. S. 65-66.

[16] Там же. S. 90.

[17] Там же. S. 115.

Литература

Nietzsche F. Nietzsche-Lesebuch. Frankfurt/M, Berlin: Ullstein, 1994.

Ницше Ф. Сочинения в двух томах. М., 1998.

Ницше Ф. Воля к власти. 1994.

Hosted by uCoz