Федоров А. Г.
Ф.Ницше, как известно,
выделяет три стадии превращения человеческого духа, а именно - верблюд, лев и
ребенок. Метафора верблюда репрезентирует так называемый «выносливый дух»
(tragsamen Geiste)[1],
отягощенный невыносимо тяжким, переполненным противоречий грузом знания. Он
готов ко всему сверхтрудному, ибо знает свою силу и не боится того, что
открылось ему, приклонившему колени и смело подставившему спину.
Дух становится львом,
обретая свободу в борьбе с выбранным им самим великим врагом, которого не хочет
он более называть хозяином и господином - «драконом», по имени «ты должен»
(Du-sollst)[2].
Сущность его в том, что он состоит из тысячелетних ценностей, которые
становятся неприемлемыми для трансформирующегося духа. Имя льва - «я xoчy» (ich will)[3]
, его цель - «завоевать право для новых ценностей»[4],
ценностей, которых еще не было. Сила воинственного духа - в конфронтации с
корпусом готовых, известных прошлым и настоящим поколениям, норм и систем
познания окружающей реальности - чрезвычайно страшна она для «почтительного» (ehrfurchtigen)[5]
верблюда, но, только сделав этот шаг, спасет он себя.
Взаимодействуя с окружающей
реальностью, человек вкладывает ценности в вещи, «чтобы сохранить себя», он
создает смысл вещей, придает им свой собственный, человеческий смысл. Таков
характер данных взаимоотношений, и он не может быть другим, так как человек является
созидающим и оценивающим существом. Соответственно, человек, который радикально
меняет свою оценку вещей, свое отношение к ним, создает новые смыслы, новые
ценности - «перемена ценностей - это перемена созидающих», «постоянно
уничтожает тот, кто должен быть созидателем»[6].
Однако дух—лев не способен к
переоценке ценностей, к их созданию - это может сделать только ребенок - «дитя
есть невинность и забвение (unschuld ist das Kind und Vergessen),
новое начинание, игра, самокатящееся колесо, начальное движение, святое слово
утверждения» (ein heiliges Ja-sagen)[7].
Особенно важно последнее словосочетание, в силу того, что происходит некий
процесс самоидентификации духа, у которого появляется «своя воля»; также мир,
разверзшийся перед ним, становится «своим миром» - открывается собственная
реальность, собственный космос, универсум, основанный на новых смыслах,
упорядоченный в соответствии с новыми ценностями.
Описанные выше деятельность
духа по самотрансформации («час великого презрения» - die Stunde der groben Verachtung)[8],
а также опыт переоценки смыслов, тесно связанные с понятием воли к власти,
относятся только к внутреннему миру человека высшего, но не к маленькому
человеку, что будет рассмотрено в дальнейшем.
В структуре внутреннего мира
человека (высшего) Ф. Ницше выделяет две взаимодействующие формации: Я (Ich) и Само
(Selbst). Я есть «созидающее, хотящее, оценивающее ((wertende)»,
«мера и ценность вещей», «самое правдивое бытие» (redlichste Sein),
говорящее о теле и стремящееся к телу, даже в процессе творения, даже
предаваясь мечтам. Тело создает, «делает» (tut) Я; тело создает
себе дух в качестве инструмента своей воли; дух - орудие тела. В теле находится
больше разума, чем в мудрости[9].
Само находится в пространстве за
чувством и умом. Его функции чрезвычайно разнообразны - оно сравнивает,
разрушает, завоевывает, подчиняет, господствует, даже является господином над Я.
Само живет в человеческом теле и практически отождествляется с ним - «Само
... и есть твое тело»; «созидающее Само создало себе призор и презрение,
оно создало себе радость и горе»[10].
Интересна также точка зрения
Ф. Ницше по отношению к так называемым «презирающим тeлo» (Verachter des Leibes)[11]
- людям, занимающим резкую, негативную позицию в отношении роли телесного в
комплексном портрете человеческой природы: «Само презирающих тело хочет
умереть и отворачивается от жизни. Оно уже не в силах делать то, чего оно хочет
больше всего, - созидать дальше себя. Этого (смерти) хочет оно больше всего»[12].
Люди не равны как проявления
того, что Ф. Ницше называет волей к власти. В этом смысле существуют высшие и
маленькие люди. Маленький человек есть порождение государства, политической
системы. Он - тупиковая ветвь развития человеческих сообществ, дальнейшая
эволюция которой представляет собой регрессивный путь, стагнацию и разрушение
государства и социума, породивших ее. Он патологически консервативен, будучи
абсолютно уверенным в окружающих его нормах и ценностных конструктах - для него
невозможен шаг льва.
Непоколебимая уверенность оказывается
под вопросом: несмотря на то, что «вверх идет наш путь, от рода к другому роду,
более высокому»[13], различные
типы человека имеют свои границы развития, человек как вид не прогрессирует. В противовес
дарвиновскому эволюционизму Ницше подчеркивает, что в человеческих сообществах
не подтверждается закон естественного отбора: сильные гибнут под напором
слабых, так как последних просто больше, генотип способных, одаренных
интеллектуально и физически индивидов, зачастую, не передается их потомкам[14].
Высший человек - это качественная
мутация маленького человека, произошедшая в акте самотрансформации духа,
ставшая возможной только благодаря проявлению воли к власти. Это существо,
способное пережить и осознать опыт переоценки всех ценностей; уже он является
ступенью на пути «вверх», ступенью выше маленького человека. Высший человек -
это «канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, канат над пропастью (ein Sell liber einem Abgrunde)»; «человек: мост, переход, гибель» (eine Brucke, ein Ubergang, ein Untergang)[15].
Самое важное -
не погибнуть в пропасти жизни маленького человека, не реализовать возможность
аннигиляции воли к власти и структурной системы Я и Само.
Наконец, хотелось бы
рассмотреть вышеописанное взаимодействие двух душевных формаций (конструктов:
Я и Само). В книге «Так говорил Заратустра», обозначив эти понятия в
одной из глав («О презирающих тело» -Von den Verachtern des Leibes)[16],
автор как будто бы «забывает» о них, упоминая всего лишь несколько раз. Тем не
менее, они представляются любопытными, особенно в силу почти сразу же
возникающих достаточно четких параллелей между понятиями Я и Само
Ф. Ницше и понятиями Ego (Я) и Id (Оно) З.Фрейда. Само -
бессознательное, вбирающее в себя все, без исключения, информационные потоки,
лежащее у самых основ человеческого существа, далеко за пределами разума. Оно
воплощает собой ту неясную, загадочную структуру, которая соответствует
биологической стороне природы Homo Sapiens, фактически представляя
собой некую концентрацию понятия телесности. Конструкт Я можно
представить как синтетическое образование, состоящее из Ego
и Super-Ego, представляющее человека как
неповторимого индивида, являющееся чрезвычайно важным инструментом
приспособления и к внешнему физическому миру и к реальности, порожденной
обществом; Само не может выйти за границы тела человека, оно властно
лишь там, поэтому столь важную роль медиатора, посредника начинает играть Я
Принципом действия формации Я становится воля к власти, исходящая опять
же от Само, от телесности - квинтэссенция жизненных энергий, жизни как
таковой.
Воля к власти - вот что
отличает высшего человека от человека маленького - вот инструмент его
деятельности, основная его интенция, «высота, начало, мерило и смысл всех вещей
(das Hohe, das Erste, das Messende, der Sinn aller Dinge)»[17].
Она представляет собой объективацию энергий, порожденных миром, беспорядочным
пространством, явленную через человеческую телесность, Вселенная, окружающая
человека, неупорядочена, хаотична, в ней трудно, а возможно, и бессмысленно
искать некие эволюционистские принципы; вероятность возникновения систем,
подчиняющихся подобным детерминантам, ничтожно мала. Мир постоянно изменяется,
бросая все новые и новые вызовы; ответным ходом может быть только воля к
власти, изъятая из самого мира. Воля к власти - это всеобъемлющий подход,
изначально исходящий не от самого человека, а являющийся универсальным
принципом организации всего сущего.
[1] Nietzsche F. Nietzsche-Lesebuch. Frankfurt/M: Berlin: Ullstein. 1994. S. 80.
[2] Там же. S. 81.
[3] Там же.
[4] Там
же S. 81 (Recht sich
nehmen zu neuen Werten).
[5] Там же.
[6] Ницше Ф.
Сочинения в двух томах. Т. 2. М., 1998. С. 43.
[7] Nietzsche F.
Nietzsche-Lesebuch. Frankfurt/M: Berlin: Ullstein. 1994. S. 82
[8] Там
же. S. 64.
[9] Nietzsche F. Nietzsche-Lesebuch. Frankfurt/M. Berlin: Ullstem. 1994. S. 87.
[10] Ницше Ф.
Сочинения. Т. 2. М., 1998. С.
24-25.
[11] Nietzsche F. Nietzsche-Lesebuch. Frankfurt/M. Berlin: Ullstein. 1994. S. 90.
[12] Ницше Ф. Сочинения. Т. 2. М., 1998. С. 25.
[13] Там же. С. 55.
[14] Ницше Ф.
Воля к власти. 1994. С. 333-336.
[15] NietzscheТ F. Nietzsche-Lesebuch. Frankfurt/M: Berlin: Ullstein. 1994. S. 65-66.
[16] Там же. S. 90.
[17] Там же. S. 115.
Литература
Nietzsche F. Nietzsche-Lesebuch.
Frankfurt/M, Berlin: Ullstein, 1994.
Ницше Ф. Сочинения в двух томах. М., 1998.
Ницше Ф. Воля к власти. 1994.