На основании вышеизложенного доказывается, что Бог есть «благо всякого блага».
Благость всякой вещи есть её совершенство, как мы уже говорили (I, 37). Бог же, будучи просто совершенным, содержит в своем совершенстве все совершенства вещей, как показано выше (I, 28). Следовательно, в его благости содержатся все благости. А значит, Он — благо всех благ, И еще. То, что называется каким-либо по причастности, называется так лишь постольку, поскольку имеет некоторое сходство с189 191тем, что называется так по сущности: так, например, железо иногда называют огненным, поскольку оно причастно некоторому сходству с огнем. Но Бог благ по сущности, а всё прочее благо по причастности, как показано (I, 38). Следовательно, ничто не будет называться благим, если не имеет некоторого сходства с божественной благостью. А значит, Бог — благо всякого блага.
К тому же. Всякая вещь становится предметом стремления из-за цели. А суть блага состоит в том, что оно — предмет стремления: всякая вещь называется благой либо потому, что она есть цель, либо потому, что она служит средством достижения цели. Значит, последняя цель — это то, от чего все вещи получают свойство блага. Но это — Бог, как будет доказано ниже (III, 17). Следовательно, Бог есть благо всех благ.
Вот почему Господь, обещая Моисею дать увидеть Себя, говорит в книге Исход: «Я покажу тебе всё благо» (33:19). И о Премудрости Божией говорится: «Вместе с нею пришли ко мне все блага» (Прем. 7:11).