Замотин М. П.

 

“Велесова книга” как язык богов

 

“Велесова  книга” - это  жреческая  книга, стиль  ее написания сходен  с древнеиндийскими  Ведами  и  Иранской  авестовой  литературой, и  потому  он  напоминает  древнюю  литературную  традицию  Европы  и  Азии. Книга  описывает  историю  предков  славян  и  других  Азиатских  и  Европейских  народов  от  легендарного  времени  прародителей. Она  вобрала  в  себя  опыт  трех  тысячелетий  духовных  исканий, борьбы, побед  и  поражений  многих  народов, населявших  Евразию. “Велесова  книга” открывает  перед  нами  духовную  Вселенную  наших  древних  пращуров.

Через  всю  книгу  проходит  идея  противостояния  добра  и  зла, правды  и  кривды, себя  и  враждебных  народов - Яви  и  Нави. Над  всем  стоит  закон, данный  Родом, дабы  сохранить  равновесие  сил  добра  и  зла  в  мире. Это  закон, управляющий  миром, закон  Бытия  и  Развития, закон  взаимодействия  Яви  и  Нави - Правь.

Явь, Навь  и  Правь  есть  суть  духовной  жизни  наших  предков, их  развития  и  представления  об  окружающем  их  мире. Явь - светлая  сила, управляющая  миром  и, одновременно, - сам “белый  свет”, этот  наш  светлый  мир. Явь - мир  явленый, рожденный  Родом. Навь - темная  сила, управляющая  миром, это  мир  загробный, мир  пращуров  и  богов. Правь - это  всеобщий  закон, управляющий  миром.

Род  когда-то  породил  Вселенную  и  продолжает  ее  творить. Род  отделил  Явь  от  Нави, Бытие  от  Небытия, правду  от  кривды  и  тем  самым  определил  путь, который  ведет  к  богу - это  путь  Прави. Самим  актом  рождения  Род  дал  Вселенной  Закон  Развития. И  потому  Род  воплотился  в  Свароге, Сварог - в  Перуне, Перун - в  Дажьбоге. Явление  богом  новых  ликов  есть  суть  смены  эпох  в  духовном  и  материальном  мире - это  эволюция  Вселенной.

Согласно  всеобщему  закону  Прави, Явь  стремится  изменить  мир, ее  действия  приводят  к  рождению, пробуждению. Навь  же  стремится  оставить  мир  неизменным, ее  действия  приводят  к  умиранию, угасанию, засыпанию. Смена  Яви  и  Нави - это  смена  дня  и  ночи, жизни  и  смерти, радости  и  печали, времен  года. Причина  изменчивости  мира  в  его  разделении  на  мужское  и  женское  начала, движущей  силой  которых  является  Любовь.

Любовь - это  дух Рода, это  то, что  является  причиной  света, но  не сам  свет, он (дух)  на  границе  Яви  и  Нави.

 

Боги и люди

Триединство  Рода  напоминает  христианское  единство  Отца,  Сына  и  Святого  духа.  Отец - Род (Сварог), Сын - Перун  (Дажьбог)  и  Святой  Дух -  Матерь Сва - покровительница  земли  русской  и  всех русичей.  В  каждую историческую  и  культурную  эпоху  этот  Триглав  являет  людям  разные лики.  “Триединство  Рода  исходит из триединства  Яви,  Нави  и  Прави. Явь - это  Отец, Навь - Сын,  Правь - Святой Дух... Явь  становится  Навью,  когда  отец  умирает  в  сыне,  а  Навь  становится  Явью, когда  Дух Отца  нисходит  на  сына. И  в  этом  нисхождении  Духа - Правь.“ 1  

Проблема  добра  и  зла  чётко  очерчена,  но  сами  славянские  боги не  делятся  на  добрых  и  злых.  Боги,  как  любая  составная  часть  единого  окружающего  мира, занимают  каждый  свою  нишу  в  Бытии  славянского  космоса.  В  “Крыннице”  автор   выводит  главный  тезис,  что  суть  богов  разнообразна,  но  не делима. “ Есть  также  заблуждающиеся, которые  пересчитывают  богов,  тем самым разделяя  Сваргу.  Они  будут  отвергнуты  Родом,  так  как  не вняли  богам. Разве  Вышень, Сварог  и  иные  суть  множество?  Ведь  бог  един  и  множественен. И  пусть  никто  не разделяет  того  множества,  и  не  говорит,  что  мы  имеем  много  богов.2 

Праславяне  никогда  не  приписывали  богам  сходства  с  людьми, боги  оставались  для  них  непостижимыми, сверхъестественными  созданиями.  Бог- пастырь,  а  люди - овцы. Деяния  богов  не обсуждаются,  ни, тем  более, критикуются. Осознаётся  пропасть, которая  пролегает  между  богами  и  людьми, возможности  людей  несоизмеримы  с  возможностями  богов. Одновременно  с  этим  боги  не  выступают  тиранами,  которые  стараются  запугать  и  подавить  человеческое  сознание, сознание  тех, кто  в  них  верует.  Они  высшие  наставники, советам  которых  должно  следовать,  а  не  обсуждать  их.  Но  это  не  слепое  повиновение  указаниям  свыше  и  неимение  собственной   воли  и  свободы. Наши  предки  осознают  изначальные  законы  Бытия, Высшую  справедливость. Советоваться нужно  с  богами, а  следовать  этическим  нормам,  установленным  Правью.  Род  дал  закон, который  включает  в  себя  справедливость, сплочённость  и  единство, поиск  правды, осознание того, что если  ты  живешь в этом  мире - значит  есть  цель. Люди не  рассчитывают на  постоянную помощь  богов и  не нуждаются  в  ней.  В  этом  и  проявляется  сила  духа,  также  данного  свыше.

 

Открытость богов

Праславяне  отчётливо  осознавали  конечность  земной  жизни.  Но  смерть  наступает  для  тела, дух  же  каждого  отдельного  человека  возносится  в  Сваргу, где  жизнь  его  продолжается.  Так,  души  воинов  входят  в  войско Перуна.  Души  предков  из  Ирия  постоянно  наблюдают  за  своими  потомками,  молятся  за  них  Перуну. Духи  предков  как  раз  выступают  связующим  звеном  между  земным  миром  и  небесным.  Жрец  часто  упоминает,  что  “слава  наша  померкнет  и  померкнет  слава  наших  отцов”, бившихся  за  землю  родную  и  защищавших  народ  свой,  если  исчезнут  живущие.  А  они  исчезнут, если  потеряют  свободу;  уйдут и  их  боги, так  как  не  останется  носителей  учения  божественного  на  земле,  не  станет  их  народа,  Матерь  Сва  улетит  навсегда.  Присутствует  осознание  того,  что  их  народ  всё  ещё  в  пути.  Боги  гонят  их  с  места  на  место, славян  вытесняют  другие  племена  и  они  вынуждены  идти  дальше, так  как  свою  землю  они  ещё  не  нашли,  путь  не  окончен.  есть  предназначение,  которое  боги  ещё  не  открыли  и  постичь  его  невозможно.  Но  боги  не  гневаются,  не  торопят.  Надо  следовать  законам  Бытия  этого  мира - Прави.

Боги  разумные  и  добрые,  об  этом  свидетельствуют  описанные  в  “Велесовой  книге”  обряды  жертвоприношения , а  также   молитвы - ”прославления 

У  славян  не  кровавые  жертвы, как  у  других  кочующих  народов, с  которыми  наши  предки  постоянно  сталкиваются. В “Прославлении  Перуна”, бога  громовержца  и  войны, мы  читаем “Да  будем  мы  верны  и  будем  тебя  славить  до  конца! Ибо  ты - вождь  наш, и  да  будет  так  во  веки. Мы  приносим  тебе  в  жертву  овощи  и  брашно ( пища, еда, хлеб-соль). И  так  поем  славу  и  величаем  тебя” 3. Сами “Прославления”  не  раболепны, в  них  гармонично  сочетаются  покорность  с  достоинством. Славяне  осознают  необходимость конкретной  деятельности, нужности себя  для  себя, других  и  бога. “И  так  всякий  день, сотворивши  молитву  и  удовлетворивши  тело  едой, идем  в  поля  наши  трудиться, как  боги  велят  всякому  мужу, которому  предназначено  работать  ради  хлеба  своего”.4

В  “Прославлении  Великого Триглава”  записано: ” Ты, оживляющий  явленное, не  прекращай  колёса  вращать! “

“Дажьбог  на  лодке  своей  плывёт  в  Сварге  синей  и  лодка  та  сияет.  И  мы  видим, что  золото  Огнебогом  распалено... Это  есть  дух  всякой  жизни, и  прибежище  тварям  земным. И  всякий  благой  муж  может  видеть  это, а  злому  бог  не  даёт  зрения. И  тот  будет  словно  слепой  и  не  будет  иметь  с  нами  счастья. И  так  всякий  идущий  ко  злу, со  злом  до  конца  пребудет”.5

Необходимо  ещё  раз  отметить, что  у  праславян  прослеживается  идея  триединства  бога. Имена  богов  в “Триглавие” перечисляются  по-трое, от  самых  высших  до  низшего  порядка. И  говорится: ”То  суть  Триглавы  всеобщие”6. Из  всего  вышеизложенного  следует, что  праславяне  первопричину сущего  считали  божественным  началом.

ПРИМЕЧАНИЯ

1“Велесова книга”, пер. А.И.Асова. Изд. 2-ое. М.: Менеджер, 1995. С. 283.

2Там же. “Крыница”// “Огненное жертвоприношение. Бог един и множественен”. С.189.

3 Там  же. “Крыница”// “Прославление Перуна”. С. 181.

4 Там  же. “Крыница”// “Моление Велесу”. С. 183.

5 Там  же. “Крыница”// “О Дажьбоге”. С. 185.

6Там  же. “Крыница”// “Прославление великого Триглава”. С. 11.

7 Там  же. “Комментарии и примечания”. С. 191.

8 Там же. “Крыница”// “Огненное жертвоприношение. Бог един и множественен”. С. 189.

9 “Россия глазами русского: Чаадаев, Леонтьев, Соловьёв”. Спб.: Наука, 1991. С. 182.

Hosted by uCoz