Макарова Е.Д.

 

О личностном начале в философии истории В.Н.Татищева

 

Василий Никитич Татищев (1686-1750 гг.) - видный деятель организованной при Петре I “Учёной дружины”, замечательный историк и общественный деятель, крупнейший мыслитель эпохи Русского Просвещения. Просвещение, как известно, знаменуется утверждением новых ценностей в науке и жизни. Эти ценности - разум, знание, формирующие отличное от прежнего, детерминированного, сознание человека - личностное сознание. Просветители объявляют знание вернейшим способом самоутверждения личности. Человек обладает личностным сознанием, т.е. осознаёт себя как личность, способен действовать без оглядки на провидение только тогда, когда разум его просветляется знанием.  В.Н.Татищев, как просветитель, обладал собственными соображениями в отношении смысла исторического процесса, оригинальным взглядом на философию истории. Основные мировоззренческие труды, в которых изложены философские и общественно- политические взгляды мыслителя - “Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ” (1733), “Духовная” (1734) и “Произвольное и согласное рассуждение и мнение собравшегося шляхетства русского о правлении государственном” (1730). В основном мысли по рассматриваемому вопросу изложены Татищевым в первом из упомянутых произведений. в обоих других прослеживаются сходные идеи.

“Разговор” был создан мыслителем в 1733 г. и написание его связано с событиями, сопровождавшими вступление на престол императрицы Анны Иоанновны. Произведение составлено в оригинальной вопросно-ответной форме, в форме диалога между двумя лицами, одно из которых задаёт вопросы, другое ответствует, причём точка зрения последнего - выражение позиции самого Татищева. На страницах этого произведения разворачивается острая полемика о пользе и необходимости знания для становления личности, для осознания человеком собственной значимости. Причём для Татищева является принципиальным критерий пользы - знание необходимо должно быть полезным и содействовать достижению благополучия, содействовать уразумению человеком собственной пользы и отвращению его от вредного и ненужного.

Начинается дискуссия с вопроса о том, зачем нужно посылать детей учиться за границу, если польза от них “когда их во очах имеем”? На это ответствуется, что дети приносят истинную радость родителям, когда демонстрируют свою разумность и способность к “приобретению добра, отвращению от зла”1. А разум без научения и способность без разума приобретены быть не могут. Следовательно, чтобы разум был, нужно сначала учиться. Татищев утверждает ценность науки, которая “главная есть, чтобы человек мог себя познать”2, потому что человек может и не знать, что есть для него добро, а что зло, что полезно и нужно, а что вредно и непотребно. Развивая далее эту мысль, Татищев даёт определение понятия “добро” - это то, через что мы можем приобрести и сохранить наше истинное благополучие, а таковое благополучие - спокойность души или совести.

Далее диалог логически подводится к вопросу о том, отчего человеку, от природы наделённому превосходством перед всеми животными - умом, человеку, который “без научения естественным порядком благополучен быть может” 3, требуется приобретение знаний, тогда как даже животные без этого обходятся? Этому вопросу Татищев искренне удивляется, доказывая обратное: “когда взираю на начало бытия человеческого, т.е. от рождения его, то ничего более, как бедность его видна” 4. Господь  изволил  дать  человеку  столь  бедное  начало  жизни, какого  нет  у  прочих  живых  существ (Татищев  рассуждает  о  полной  беспомощности  младенца  от  рождения). Но  этим  мыслитель  не  ограничивается, утверждая, что  если  посмотреть  на  всю  жизнь  человека, то “не  меньше  того  бедности  в  нем  увидим”.5

Сопоставляя  единственного  человека  с  целым  народом, Татищев  говорит  о  том, что  в  отношении  наук  и  разума  прежних  народов  можно  сказать, что “в  младенчестве  ничего, в  юности  же  мало  что  полезное  показали, в  мужестве  едва  что  полезное  показывать  стали”.6Мировое  знание  проходит  в  своем  развитии  три  этапа (известная  татищевская  попытка  хронологизации  исторического  процесса):первое ”просвещение  ума” произошло  с  обретением  письма, второе - с  пришествием  и  учением  Христа, третье - с  обретением  тиснения  книг. Время  до  обретения  письма  и  закона  Моисеева, как  считает  Татищев, можно  сравнить  со  временем  младенчества  человека. Для  этого  периода  характерно то, что  люди не могли, ввиду  отсутствия  письменных  источников, знать  собственной  истории, прошло (“нелегко  могли  все отстоящее  и  невидимое  уведать”)7,знать  о  причудных  делах  божеских, а, следовательно, не  могли  сами  усвоять  опыт  предков  и  других  не  могли “ наставить на  полезное”8. С  обретением  же письма ситуация изменилась  коренным  образом, ибо ”тогда вскоре многие нужные к наставлению  нашему  началися  книги, в  которых истории  прешедших  времен  или  учения  к  нашей  пользе представлялись; другие  же  законы  духовные  и  гражданские  сочинять и людей  на благое  наставлять, а  от  зла  удерживать стали”.9

С  пришествием  Христа  происходят  изменения  более  морально - этического  плана, ибо ”сие просвещение  не  только  духовное  разумеет, но  и  моральное”. Благодаря  возникновению  и  распространению  учения  Христа  в  короткий  срок  повсюду  стали  искореняться” злонравия  и  злочестия, из  которых  все  вреды  происходят”10.

Начало  же  книгопечатания, во-первых, сделало  доступной  для  низших  слоев  общества  Библию (“полную  Библию  за  полтину  достать  можно, чрез  что  и  крестьянину  купить  и, читая, закон  Божий  разуметь  нетрудно” 11 ), во-вторых, позволило ”полезные древние  книги  немалым  числом  печатать”,12 благодаря  чему  появилось  больше  возможностей  для  распространения  наук.  Индивид  мог  теперь  свободно  приобщаться  к  мировому  знанию.

Разум, просветленный  знанием, благ. Обладать  разумом  означает “прилежать  ко  снисканию  истинного, а  не  притворного  благополучия. В  человеке  желание  к  благополучию, как  считает  Татищев, вкоренено  от  Бога. но  со  времени  адамова  греха  человеческая  природа  так  повреждена, что “воля  или  хотение  большею  частью  над  умом  власть  возымела”13. Из-за  этого  человек  часто  бывает  не  в  состоянии  отличить  истинное  благо  от  притворного. И  именно  для  того, чтобы  искоренить  собственную “нерассудность”, человеку  нужно “о мудрости  или  знании  правил  естественного  закона  прилежать  и  поучаться”.14 А  эти  правила заключаются, во-первых, в  правилах  благоволения - воспитание  ума  и  его способности  главенствовать  над  волей, чтоб  ничего  иного  не  желать, как  только  истинного  добра; во-вторых, в  правилах  справедливости - тех  что  касаются  до внешнего, т.е. телесного  и  общественного  покоя; в-третьих, в  правилах  сохранения  содружества - правила  любви, учтивости  и  пристойности; в-четвертых, в  правилах  благоразумности. Осознание  наличия  этих  правил, диктующихся  естественным  законом, к  необходимости  их  выполнения, несомненно, приходит  к  человеку  не  от  рождения, ему  необходимо  учиться, приобретать знания, которые  помогут  разобраться  в  том, что  есть  благо, каких  ценностей  нужно  придерживаться  в  жизни, как  вести  себя  в  обществе, как  обрести  благополучие. Знание  дает  возможность  закрепиться  этим  идеям  в  разуме, помогает  человеку  осознать  себя  и  свою  общественную  значимость.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Татищев В. Н. Избранные произведения. Л., 1979. // Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ // Духовная // Произвольное и согласное рассуждение и мнение собравшегося шляхетства русского о правлении  государственном. С. 51.

2.Там же.

3. Там же.

4. Там же. С. 66.

5. Там же.

6. Там же.

7. Там же. С. 70.

8. Там же.

9Там же.

10Там же. С. 71.

11Там же. С. 76.

12Там же. С. 78.

13Там же.

14Там же. С.116.

15Там же.

Hosted by uCoz