-3-

Часть 2

V. ЛИКОФРОН (76а)

1. Аристотель «Метафизика» VIII 6. 1045 в 10.

Одни говорят о причастности и доискиваются, что за причина (этой) причастности и что такое (сама) причастность. Другие же (говорят), что (это) сосуществование, подобно тому, как Ликофрон утверждает, что наука есть сосуществование знания и души:

Александр к этому месту:

Другие же говорят о сосуществовании души. Так, софист Ликофрон говорил, что наука есть сосуществование знания и души. Лучше и мудрее было бы, если бы было написано приблизительно так: «знание есть общение души и того, что познается». В самом деле, на вопрос, что за причина того, что знание и душа суть единое, Ликофрон отвечал, что (причина этого)-общение.

2. Аристотель «Физика» 1 2. 185 в 25 (пер. В. Карпова).

Беспокоились и позднейшие [То есть жившие после элеатов. и Гераклита] из древних философов, как бы не оказалось у них одно и то же единым и многим. Поэтому одни, как Ликофрон, вычеркивали слово: «есть» [Ликофрон оспаривал правомерность сказуемого «есть»].

Ср. Платон «Софист» 251А-С (пер. Карпова).

Скажем теперь, каким образом мы то же самое называем многими именами... Например, говоря о человеке, мы именуем нечто многое: приписываем ему и цвета, и формы, и величины, и пороки, и добродетели; во всем этом и в других многочисленных свойствах он, говорим, не только человек, но и добрый, такой-сякой,-до бесконечности. Таким же образом и о прочих вещах: предполагая одно неделимое, мы опять находим в нем многое, и называем его многими именами . . . Ведь всякому сподручно ухватиться за ту мысль, что многому нельзя быть одним, а одному-многим; и вот они рады не позволить человека называть добрым, а только добро добром, человека человеком. Ты, конечно, нередко встречался, думаю, Теэтет, с людьми, серьезно державшимися такого мнения.


-4-

3. Аристотель «Политика» III 9. 1280 в 8 (пер. С. Жебелева).

За добродетелью и пороком в государствах заботливо наблюдают те, кто печется о соблюдении в государстве доброго законопорядка; в этом-то и сказывается необходимость заботиться о добродетели граждан тому государству, которое желает называться государством поистине, а не на словах только. В противном случае государственное общение превратится в простой союз, отличающийся от остальных союзов, заключенных с союзниками, далеко живущими, только в отношении пространства. Да и закон в таком случае оказывается простым договором или, как говорил софист Ликофрон, просто гарантиею личных прав, сделать же граждан добрыми и справедливыми он не может [По учению Ликофрона, закон есть только порука взаимных прав граждан].

4. Аристотель, фрагмент 91 (Стобей Флорил. IV 29. 710 Н).

Говорю же я следующее, принадлежит ли (благородное происхождение) к достойным уважения и важным (вещам) или, как написал софист Ликофрон, есть нечто совершенно пустое (суетное). А именно, последний, сопоставляя благородное происхождение с прочими благами, говорит: «У благородного происхождения красота незрима, на словах же оно признается достойным уважения», считая, что предпочтение (благородному происхождению дается лишь) в угоду принятому мнению, по истине же неблагородные ничем не отличаются от благородных. (Ликофрон сравнивал знатность с другими благами и учил: блеск знатности в противоположность другим благам есть нечто такое, что вовсе ни в чем не проявляется, уважение к знатности основывается на одном пустом слове). Ср. Антифонт В 44 и В 35 см. статью Лурье в «Гермесе» 64 (1929) С. 495.

5. Аристотель «Реторика» III 3. 1405 в 34.

Холодность стиля бывает от четырех (причин): (во-первых) от употребления сложных слов, как, например. Ликофрон (говорит): «многоликое небо высоковершинной [Имеющей высокие вершины] земли» и «узкодорожный»[С узкою дорогой] морской берег (следует Горгий В 15 и Алкидамант Фр. 10). …итак это - одна причина, другая же (причина)-пользование глоссами [Устарелыми словами, требующими объяснения], «как, например, у Ликофрона: «Ксеркс, чудовищный муж», «Скирон муж вредитель» (следует Алкидамант фр. 14).


-5-

Там же 9, 1410 а 18

говорится, что Ликофрон был тираном в Ферах.

6. Аристотель «О софистических опровержениях» 15. 174 в 32.

Иногда должно нападать и на другое из сказанного, выбирая последнее (для нападения), если кто-нибудь не в состоянии нападать на (непосредственный) предмет (спора). Так именно поступил Ликофрон, когда ему было предложено прославлять лиру. Александр к этому месту: (после ошибочного объяснения) или скорее когда некоторые заставляли его хвалить лиру, то он не нашел для этого многих слов, и, вкратце восхвалив эту чувственно ощущаемую лиру, затем перешел (в своей речи) на небесную (лиру). Дело в том, что на небе есть светило, состоящее из многих звезд, называемое Лирой, относительно которой он и нашел много хороших слов.

Ср. Аристотель «Реторика» II. 24 1401 а 15 и III 17. 1418 a 29 ел.

следующая глава
назад
Hosted by uCoz